Чой Ен Соль (1904-1987)

Чой Ен Соль

Чой Ен Соль родился 9 ноября в 1904 году в корейской деревне Ёнг Донг в области Чоонг Ченг. В 1909 году Корея была оккупирована японскими войсками. Когда Чой Ен Солю исполнилось семь лет, он был вывезен из страны и направлен на работы в Японию. Использовать корейских детей на различных видах принудительных работ в Японии было обычной практикой оккупационного режима. В Японии семейная пара, у которых он жил, была занята своими делами, они постоянно разъезжали, и потому им пришлось отдать мальчика в буддийский монастырь недалеко от Киото, на попечение монаху Кинтаро Ватанаби, где он и прожил следующие два года. Однако молодой Чой был очень беспокойным ребенком, и когда его поведение перешло все границы, настоятель монастыря решил отправить мальчика на обучение к своему другу — мастеру школы Дайто-рю айкидзюцу Сокаку Такэда. Сокаку решил взять его себе в услужение. Он дал ему новое японское имя Ёсида Асао. 

Чой Ен Соль и Сокаку Такеда
Чой Ен Соль и Сокаку Такеда

Чой Ен Соль отнюдь не оказался в положении приемного сына Такэды, как бы этого ни хотелось многим приверженцам Хапкидо. Не слишком популярный и упоминаемый факт его биографии этого периода заключается в том, что Чой в доме своего хозяина выполнял обязанности мальчика на побегушках, а позже — личного слуги Такеды. 
Чтобы правильно понять сложившиеся между Чоем и Такэдой взаимоотношения, мы должны рассматривать их в исторической перспективе. Такеда являлся последним представителем самурайской ветви своего клана. Японцы вообще считали себя «божественной расой». Корейцы для них были в лучшем случае второсортным народом, а в худшем — просто пешками в большой игре под названием жизнь. Нет сомнений, что Чой понравился Такэде, но он никогда не смог бы сделать мальчика своим приемным сыном, не нарушив при этом национальных культурных традиций. 

В качестве личного слуги Такеды Чой всегда присутствовал на занятиях по Дайто-рю айкидзюдзюцу, которые проводил его хозяин. Документально не установлено, когда именно Чой приступил к изучению физических аспектов этого боевого искусства. Рассказывают, однако, что когда в 1935 году Такэду вызвал на поединок учитель одной из многочисленных школ боевых искусств, мастер Дайто-рю айкидзюдзюцу сначала предложил Чою сразиться с гостем. Это было обычной практикой, когда принимающий вызов мастер какого-либо стиля сначала выставлял на дуэль одного из своих наиболее способных учеников. Если тот проигрывал схватку, на ковер выходил его учитель. Оскорбленный гость попытался было возражать, на что Такэда ему ответил: «Но кто из моих учеников пробыл со мною дольше и узнал от меня больше, если не мой личный слуга?» Чой выступил в поединке и нанес поражение гостю. 

Запись о Чое в эймейроку
Запись о Чое в журнале Такеды

Основной информацией, на которую ссылаются историки Хапкидо об этом периоде жизни мастера, является интервью Чой Ен Соля в 1980 года, во время его гастролей в США, выпущенное посмертно. 
По его словам в возрасте 11 лет, он был принят в ученики Такэда Сокаку. И прожил в доме Мастера 30 лет под японским именем Ёсида Асао. Последние годы он выступал в качестве личного ассистента на демонстрациях в различных городах Японии. И являлся единственным учеником, получившим полную передачу знаний. После окончания Второй Мировой Войны Чой Ен Соль вернулся в Корею. 
Эта информация, не подтверждается исследованиям в Дайто-рю Айки дзюцу. По утверждению Токимуне Такэда, сына и правопреемника Такэда Сокаку в Дайто-рю Айки дзюцу, в списках обучавшихся не было людей с фамилией Чой Ен Соль. Но у японского самурая Ёсида Асао, обучавшегося Дайто-рю, был корейский слуга. 
Кёсимару Уесиба, сын основателя Айкидо, Морихея Уесибы, учившегося у Такеда Сокаку на вопрос об основателе Хапкидо и его периоде обучения в Дайто-рю ответил: « Я не знаю точно, но знаю, что там был молодой кореец. Кажется, он изучал искусство вместе с моим отцом. Я слышал, что у него были какие-то контакты с моим отцом. Он вернулся в Корею и начал там преподавать Айки дзюцу в скромных масштабах. Поскольку мой отец начал использовать термин Айкидо, то он назвал свой стиль Хапкидо.» 
Юкиёси Сагава также отмечал, что рядом с Сокаку постоянно находился его прислужник, какой-то кореец, которого не называли по имени. 

Хапкидо1
Хапкидо2

Чой оставался с Такэдой до самой смерти своего хозяина и учителя — 25 апреля 1943 года. После окончания Второй мировой войны все корейцы были возвращены из Японии на родину. Уехал в 1946 году и Чой Ён Соль. Во время возвращения на железнодорожной станции у него украли чемодан, где находились деньги и документы, в том числе и все полученные в Японии сертификаты, подтверждающие, что он обучался у сенсэя Такеды. Из-за недостатка денег, Чой решил оставаться в Таэгу, а не возвращаться домой. После года работы продавцом хлеба на улице, Чой сумел сэкономить достаточно денег, чтобы заняться свиноводством. Чтобы прокормить его свиней, он вставал каждое утро очень рано и шёл в компанию Су, владевшую пивоваренным заводом, чтобы получить отработанную мякину зерна. В 1947 году, Су Бок Суб, который имел чёрный Пояс по Дзюдо и был президентом Компании Су, из окна со второго этажа его офиса, с изумлением увидел, как один человек защитился от нескольких нападавших, почти не применяя никаких усилий. Он был настолько потрясён этим, что послал своего клерка, чтобы пригласить этого человека в его офис. Этим человеком, оказался Чой Ен Соль. 

Чой Ен Суль по возвращению в Корею

Су спросил Чоя, какие боевые искусства тот изучал. Не отвечая на вопрос, он попросил, чтобы Су захватил его за отворотом. Когда Су захватил отворот, Чой легко выполнил замок на локоть, и бросил его на пол. Су немедленно захватил отворот снова, и был брошен на пол второй раз. После этого Су попросил Чоя стать его учителем, обещая ещё большее количество отработанной мякины, а также оплачивать его уроки. Когда Чой согласился, Су оборудовал додянг (додзё на корейском) на пивоваренном заводе, где Чой начал преподавать то, что он изучал так много лет в Японии. Это длилось в течение следующих нескольких лет, пока Чой не стал работать самостоятельно как выдающийся и уважаемый инструктор боевого искусства. 

Книга Хапкидо 1
Книга Хапкидо 2
Книга Хапкидо 3
Книга Хапкидо 4

Сначала Чой обучал своих последователей Дайто-рю айки дзюцу в чистом виде. Однако постепенно на территории Корейского полуострова стали появляться новые виды национальных боевых искусств, основатели которых творчески использовали атакующую природу тхэккёна в изобретаемых ими боевых системах. Эти новые стили не могли не оказать своего влияния на Чой Ен Соля, который также начал вводить в свое боевое искусство агрессивные техники ударов руками и ногами, характерные для древней корейской боевой системы. Вскоре его ученики стали открывать свои школы и продолжили традиции учителя, развивая различные направления. Такое обилие стилей и направлений, похоже, ничуть не смущало самого мастера, который не стремился к единоначалию и даже поощрял смешение стилей. Он не стремился, в отличие от многих мастеров, к развитию «чистого» вида и не создал ни одной организации. В этом преуспели его ученики. Сначала в Корее, а затем и по всему миру стали возникать многочисленные организации Хапкидо. 

Различные биографы по разному трактуют социальное положение его семьи, причины и возраст, в котором он попал в Японию. В одном едины все — судьба свела молодого корейца со знаменитым мастером Айки-дзюцу Дайто-рю по имени Такеда Сокаку. Статус, который имел Чой Ен Соль, будучи учеником мастера Такэда, тоже трактуется в разных источниках по разному, но это не меняет сути вопроса, в достаточной мере полно освещая корни развития системы, в настоящее время именуемой Хапкидо. 

0 0 голос
Рейтинг статьи