Морихей Уесиба (1883 - 1969)

Морихей Уесиба основатель Айкидо, также известен как О-Сэнсэй («Великий учитель»). Родился 14 декабря 1883 года в самурайской семье. Его родной город – Танабэ, префектура Вакаяма. В детстве он был весьма болезненным, физически слабым ребенком. Он довольно рано начал интересоваться учениями эзотерической буддистской секты сингон, к которой принадлежали его родители. Со временем Морихей сделался более крепким, так как регулярно занимался физическими упражнениями. Окончив школу, он опробовал несколько занятий, а затем поехал в Токио, где в 1901 году открыл магазин канцелярских товаров. Однако хватки в бизнесе у него не было, поэтому быстро вернулся в Танабэ, где начал заниматься боевыми искусствами у мастера Тодзавы Токусабуро, после он начал изучать принципы школы боевых искусств Ягю Синкагэ-рю. В 1903 году Морихей женился, примерно в это же время его призвали в армию. Сначала его сочли непригодным для активной службы ввиду низкого роста, поэтому его отправили в резерв в Осаку. В 1904 году его послали в Маньчжурию. Вернувшись на родину, он продолжил изучать боевые искусства, и уже в 1908 году он получил сертификат, который давал ему возможность преподавать. Уесиба сразу же открыл додзе(тренировочный зал) в Танабэ. В 1912 году Морихей Уесиба и сорок четыре его товарища направились на север острова Хоккайдо, где основали деревню Ширатаки. Уесиба много работал фермером, плотником, продолжал изучать боевые искусства.

Уесиба в Ширатаки 1913
Морихей Уесиба в Ширатаки 1913г.
Уесиба в армии
В армии
Морихей уесиба на работах в Ширатаки
На работах в Ширатаки

В 1915 году судьба свела его с мастером Такеда Сокаку, который руководил школой Дайто-рю. Такеда взял Морихея в ученики, благодаря Котаро Ёсида, который поручился за него. В тот момент в зале гостиницы Хисада, в Энгару также присутствовали Ненокичи и Юкиёси Сагава. Морихей был очень впечатлён демонстрацией техники и в течении месяца он занимался у Такеда. После чего Такеда уехал и спустя какое то время Морихей пригласил Такеда пожить в его доме, а в дальнейшем Такеда переехал с семьёй в Ширатаки и там построил себе дом. Встреча с Такеда имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Всего Уесиба изучал Дайто-рю у Сокаку Такеда в период с 1915 по 1937гг. Но эти занятия не были регулярными, обучение проводилось семинарами, длительностью от 10 до 30 дней. За время своего обучения, Уесиба получил от Такеды свитки Хиден Мокуроку, Хиден Оги и Госин-ё но тэ. Это был очень высокий уровень того времени. 

В 1919 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году он переезжает в Аябе, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомится с создателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгучи. Морихея покорило учение Онисабуро Дэгучи, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряжённые физические тренировки Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает своё первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

1935г.
Котаро Ёсида и Морихей Уесиба
Морихей Уесиба и Котаро Ёсида
Морихей Уесиба
1931г.
Запись о Кёдзю Даири Уесибы
Запись о Кёдзю Даири Уесибы

В 1922 году в Аябе приезжает учитель Уесибы Сокаку Такеда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уесибе инструкторский сертификат Кёдзю ДаириВ том же году Морихей Уесиба впервые называет свою систему Айки-Будо. В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. Кобукан называли «адским додзё» из-за высокой интенсивности тренировок.

Такеда додзё
Такеда додзё

В 1932 году Морихей Уесиба и общество Омото-кё основывают «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихей становится его президентом. Пользуясь филиалами общества, разбросанными по всей стране, на их базе создаются филиалы Айки Будо. По началу основная масса занимающихся были адепты секты. В мае 1933 года открылся додзё Такеда — постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки. Кроме того, он сотрудничал с Осакской газетой «Асахи Ньюс» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе. В 1933 Кобукан выпускает свою первую книгу «Будо Рэншу» под авторством Морихея Уесиба. Там описывались 166 техник, и этот перечень соответствовал первому уровню айкидзюдзюцу.

Уесиба в Асахи додзё
Уесиба в Асахи додзё
Тонедатэ и Такеда
Тонедатэ и Такеда
Сокаку и Такума
Такеда и Хиса

В газете «Асахи Ньюс» Уесиба появился, по просьбе Мицуджиро Ишии, который попросил его обучить сотрудников компании методам самообороны, т.к. на газетное издательство часто нападали сторонники правых сил. Среди этих учеников были Накацу Хэйзабуро, Такума Хиса, Масао Тонедатэ и другие, многие из которых позже стали известными мастерами Дайто-рю. А двое последних были единственные, кто получили лицензию полной передачи всех техник Дайто-рю от Сокаку Такеда. Во время этих занятий, ученики Уесибы впервые начали использовать в своем распоряжении фотографическое оборудование для фотографирования техник, изученных на каждой тренировке. Эта идея была совершено революционная и в тоже время опасная. Чтобы не страдать от гнева мастера, эта операция проводилась “за спиной” Уесибы, когда его уводили, чтобы он мог принять ванну. Эта привычка, хотя она иногда и вызывала некоторые проблемы у членов додзе, учитывая непомерные затраты на фотографические материалы и тот факт, что ни один из них не был журналистом, сохранилась даже после ухода Уесибы, когда Такеда заменил его на должности тренера сотрудников газеты. Позже фотографии с тренировок Уесибы и Такеды были включены в учебное пособие по Дайто-рю, известное сейчас, под названием «Содэн». 

С началом войны в Тихом океане ученики додзё Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время сыну Уесибы и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё. В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) приняла айки-будо в свои ряды. Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо» вместо «айки-будо». 
Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихей Уесиба эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараки. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихей с женой переехал в Ивами. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны. В Ивами Морихей начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как Айки-Ибараки был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны. 
Во время войны, несмотря на массированные бомбардировки Токио, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время было Ивами, где мирно жил Морихей, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей. После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под угрозой. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, ученики Уесибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзё Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихей Уесиба всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 
1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзё, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях, правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.  С возрастом Морихей стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года  был снят фильм о Уесибе «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. Строительство нового додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихей Уесиба использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя. 
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихей на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзё Морихей провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо. 
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Морихей Уесиба тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уесиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Ивама, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе. 

Кисёмару Уесиба
Сын О-Сенсея, Кисёмару Уесиба
0 0 голос
Рейтинг статьи